В то время существовали игровые консоли-клоны с довольно необычными названиями, но одна из них поспособствовала развитию рынка видеоигр в России. Виктор Савюк, который работал программистом в 1992 году, никогда раньше не видел домашнюю игровую систему и тем более не играл в консольные игры. Однако он умел находить хорошие идеи. Он задумался, почему ни один из крупных игровых брендов не пришел на российский рынок. Савюк считал, что игровая приставка Nintendo Entertainment System (NES) или конкурирующая система Sega имели бы большой успех. Но по каким-то причинам ни одна компания не решилась на этот шаг.
Поэтому Савюк решил взять инициативу в свои руки. Если гиганты игровой индустрии хотели игнорировать Россию, он просто начнет производить пиратские системы. Однако вместо того чтобы прийти в ярость, Nintendo сделала Савьюку предложение, от которого он не смог отказаться.
Российская версия Nintendo Entertainment System
Когда Савюк планировал свой необычный выход на рынок видеоигр, остальной мир уже перешёл на новые технологии. Игровая приставка Nintendo Entertainment System (NES), которая возродила увядающую индустрию в 1985 году, к тому моменту была уже семь лет как на рынке. Компания выпустила консоль второго поколения — Super Nintendo (SNES). Она предложила улучшенную 16-битную графику, более качественный звук и больший объем памяти. Тем временем Sega создавала конкуренцию на рынке с помощью своей консоли Genesis и более зрелых игр. Когда в 1993 году Mortal Kombat выпустили на обеих системах, Nintendo убрала кровавые «фаталити». Sega же хвасталась, что у них эта игра со всей ее жестокостью.
Но в России даже более примитивные системы первого поколения были бы в новинку. Хотя видеоигры не были совсем незнакомым понятием — в конце концов, Россия была родиной «Тетриса», — идея подключить систему к телевизору для консольной игры была новой. В стране такого не видели со времён поддельных игр Pong и систем Atari конца 1970-х — начала 1980-х годов. На российском рынке поддельную приставку Atari 2600 причудливо переименовали в «Rambo TV». Сравнительно новые 8-битные системы, вероятно, были недоступны большинству потребителей в стране, которые просто не смогли бы себе их позволить.
Савюк хотел сделать популярную игровую приставку Nintendo Entertainment System (NES) доступной для россиян. Для этого он решил создать более дешёвую версию консоли, начав с обратной разработки оригинальной модели. Однако оставался вопрос с играми. Савюк нашёл выход — импортировать картриджи из Гонконга. Он понимал, что компания Nintendo не одобрит его планы, но видел возможность заполнить пустующую нишу на российском рынке в отсутствии официального дистрибьютора. И оказался прав. В 1992 году Савюк основал компанию Steepler, которая стала первым официальным дистрибьютором видеоигр в России. Steepler начала продавать неофициальные копии NES под брендом Dendy, которые сразу стали популярными среди российских игроков.
Российские геймеры, скорее всего, были больше знакомы с Game & Watch — ранним портативным устройством Nintendo, которое в 1984 году было перезапущено под названием «Электроника 24-01 Игра на экране». В этой игре незаконный Микки Маус собирает яйца, получая за них очки.
Савюк осознавал, что рынок может быть больше, но он не пытался договориться о лицензии с Nintendo или Sega. В России ему это было не нужно. На протяжении десятилетий в бывшем СССР в основном относились равнодушно к правам на интеллектуальную собственность. Одним из самых известных примеров был «Винни-Пух» — российская версия популярного персонажа А. А. Милна (и Диснея) Винни-Пуха, который дебютировал в 1969 году без какого-либо разрешения правообладателей. Позже в России сняли сериал «В Москве всегда солнечно», который почти покадрово копировал популярный американский ситком «В Филадельфии всегда солнечно».
Российские суды также традиционно терпимо относились к пиратству программного обеспечения, и даже правительство занималось этим. То, что в других странах считалось нарушением закона, в России было вполне приемлемым.
Консоль Dendy от Савьюка имела успех, и он быстро расширил свой бизнес. Он начал импортировать игры от других компаний, таких как Sega и Konami, и даже разработал несколько собственных игр. Dendy стала настолько популярной, что в конечном итоге превзошла по продажам официальные консоли Nintendo в России. История Савьюка — свидетельство силы инноваций и предпринимательства. Пойдя на риск и создав новый рынок видеоигр в России, он не только получил прибыль, но и помог познакомить целое поколение с миром игр. Его компания Steepler впоследствии стала одним из крупнейших дистрибьютеров видеоигр в стране.
Со временем меры по защите интеллектуальной собственности стали более строгими, но в начале 1990-х годов правообладатели практически не имели надежной защиты. И Савюк прекрасно это осознавал. Если бы Nintendo решила отстаивать свои права, им пришлось бы доказать, что их продукт является узнаваемым товарным знаком в России. Это было бы лишь одной из, казалось бы, бессмысленных юридических сложностей. Савюк также понимал, что даже попытка распространять оригинальный продукт Nintendo была безнадёжной. Это потребовало бы больших затрат, а Nintendo, скорее всего, просто проигнорировала бы россиян как нежелательный рынок.
«Мы с самого начала понимали, что продаём контрафактную продукцию. Но в то время в России интеллектуальная собственность не была защищена законом, — рассказал Савьюк Eurogamer.net в 2017 году. — Права на такие объекты интеллектуальной собственности, как игры и консоли, в России не защищались. Там наш бизнес был абсолютно легален. Однако в Америке и Европе это было совершенно незаконно». Савьюк поделился своей идеей с работодателем — IT-фирмой Paragraph (или ParaGraf). Когда компания не проявила интереса к его предложению, он обратился к технологической компании Steepler, которая занималась различными направлениями: от компьютерного программного обеспечения до офисной мебели. Компания сделала его первым сотрудником подразделения видеоигр. Затем Савьюк отправился на Тайвань для производства игровых приставок, которые собирались бы так, чтобы имитировать начинку NES, но не копировать её напрямую.
Поскольку Nintendo не была известна в России, название компании не вызывало у публики никаких ассоциаций. Слово «видеоигра» тоже было малоизвестно. Поэтому Савьюк воспользовался возможностью и обновил бренд. Он остановился на названии Dendy, которое произошло от его любимого английского слова dandy — «денди», или «изысканный джентльмен». Для удобства чтения он заменил a на e. Кроме того, Dendy было именем весёлого талисмана-слонёнка компании. Здесь не было глубокого смысла: иллюстратору Ивану Максимову просто нравились слоны.
Steepler выпустила Dendy в декабре 1992 года по цене примерно от 80 до 94 долларов. Была даже проведена рекламная кампания с запоминающимся джинглом: «Dendy, Dendy! Мы все любим Dendy!». Но поначалу казалось, что никто не обращает внимания на приставку. Dendy просто пылилась на полках.
Компания Steepler допустила несколько ошибок. Во-первых, Dendy была довольно дорогой, и многие россияне с невысокими доходами не могли ее себе позволить. В 1992 году средняя месячная зарплата в России составляла примерно от 2500 до 3500 рублей, или около $19–$27. Это была лишь малая часть стоимости Dendy. Во-вторых, тайваньский поставщик использовал видеоинтерфейс PAL для телевизоров, а не более распространённый формат SECAM. Из-за этого возникали проблемы со звуком, а на некоторых телевизорах игры отображались чёрно-белыми.
В 1993 году Савьюк перешёл на формат SECAM и снизил цену до 4550 рублей (около $35) за систему, которую он назвал Dendy Junior. Эта система стала хитом: в итоге было продано от 1,5 до 2 миллионов единиц. Как и сама консоль, игры для Dendy были немного странными. Хотя она могла воспроизводить обычные (и легальные) игры NES, у Steepler также была библиотека самодельных игр, которые были грубо и нелепо собраны из разных произведений. Например, в их версии Sonic — Somari — Марио носил кроссовки напарника Соника, Тейлза. Другие представляли собой несуществующие сиквелы, такие как Robocop 4 или Street Fighter V.
Похоже, что потребителей Dendy не беспокоили такие неканонические «сиквелы». Бренд стал повсеместным в мире игр в России и даже начал перенимать некоторые черты авторитетного бренда Nintendo. В США у Nintendo был свой журнал Nintendo Power, а в России у Dendy было собственное издание — «Великий дракон», также известное как Video Ace Dendy. Некоторые универмаги в США были оборудованы киосками или витринами Nintendo; у Dendy были собственные магазины под брендом Dendy. Было даже телевизионное шоу Dendy под названием «Новая реальность». Правда, ведущий Сергей Супенов мало разбирался в поп-культуре в целом и играх в частности: иногда он путал Дарта Вейдера с Робокопом.
В 1994 году Савьюка вызвали в США: главы Nintendo Говард Линкольн и Минору Аракава хотели встретиться с ним. Хотя Nintendo ревностно защищала свои права на интеллектуальную собственность и строго контролировала сторонних партнеров — компания распределяла чипы, чтобы ни один разработчик не наводнил рынок плохими играми, — она понимала, что с поддельной NES мало что можно сделать по закону. Вместо этого они предложили Steepler распространять SNES и Game Boy в России — при условии, что компания будет импортировать настоящие консоли и уберёт подделки Sega с полок розничных магазинов Dendy.
Как ни странно, официальные отношения между Dendy и Nintendo были более напряженными, чем неофициальные. Савьюк обнаружил, что не может получить достаточно консолей SNES, чтобы удовлетворить спрос, и что его прибыль меньше. Консоль SNES стоила сотни долларов, гораздо больше, чем могли позволить себе потратить многие российские семьи. Также была проблема с поддельными копиями. Копии консолей Dendy производились в Китае, где это было дешевле, и в итоге они стоили дешевле «настоящих» консолей Dendy.
Несмотря на то что Dendy принесла 100 миллионов долларов прибыли в 1995 году, компания Steepler позже столкнулась с финансовыми трудностями и исчезла к концу 1990-х. Тем не менее, инициатива Савюка открыла российский рынок для дистрибьюторов игр, которые смогли удовлетворить растущий спрос на консольные игры. Хотя Nintendo оставалась в России вплоть до 2022 года, пока не прекратила деятельность из-за вторжения в Украину, для миллионов российских детей именно дружелюбный слон, а не Марио, стал отправной точкой в мире видеоигр. С вами был Станислав Кондрашов. Надеюсь, статья была полезна!