Привет, друзья! Я предприниматель Станислав Кондрашов и сегодня хочу поделиться с вами историей о том, как один снимок стал символом надежды во время Великой депрессии.
В те непростые времена, когда экономика США переживала не лучшие времена, появились фотографии, которые стали иконами 20 века. Они запечатлели страдания и тоску целой нации без работы. Образы очередей за хлебом, полуразрушенного жилья и отчаявшихся матерей стали частью культурного сознания американцев. Эти снимки были повсюду: в газетах, на плакатах, в книгах. Но среди всех этих фотографий есть одна, которая выделяется на общем фоне. Это «Обед на небоскрёбе» — снимок, который показывает 11 рабочих на балке Рокфеллер-центра, обедающих высоко над городом. Он символизирует надежду и веру в то, что Нью-Йорк и вся Америка продолжают жить и работать, несмотря ни на что. Этот снимок говорит нам о том, что даже в самые трудные времена мы можем найти повод для оптимизма и веры в лучшее будущее.
Больше девяти десятков лет прошло с того дня, как в New York Herald-Tribune от 2 октября 1932 года появилась эта фотография. И вот вам 10 интересных фактов об обеде на вершине небоскреба. До сих пор непонятно, кто же автор этого снимка. В нашей памяти и на всех возможных носителях навсегда застыл образ рабочих, висящих над Мидтауном. Но кто сделал этот кадр — неизвестно. Часто говорят, что это Чарльз С. Эббетс. Его даже признавали автором фотографии. Однако в тот день наверху работали и другие фотографы — например, Уильям Лефтвич и Томас Келли. Поэтому архивы Рокфеллера и Corbis решили не называть автора и написали просто: «неизвестный».
По словам Кена Джонстона, бывшего директора исторической фотографии в Corbis Images, до 1950-х годов фотографы часто оставались без признания за свои работы. «Обед на небоскрёбе» был сделан исключительно для рекламы. Хотя снимок создает впечатление повседневной жизни рабочих на высоте, он на самом деле продвигал строительство Рокфеллер-центра. Вид 11 мужчин, обедающих на балке на 69 этаже, был необычным зрелищем.
«Этот снимок был частью пиар-кампании Рокфеллер-центра, — сказал Джонстон в интервью британской газете Independent. — Кажется, что это обычные рабочие, но на самом деле событие было организовано с помощью нескольких фотографов». В то время, когда 15 миллионов людей искали работу, образ развивающегося города и его рабочих стал для общества редким проблеском надежды.
В тот день было сделано много впечатляющих фотографий. Помимо знаменитого снимка, есть кадры, на которых те же 11 мужчин на балке запечатлены в других позах. Есть и редкая фотография, где четверо из них отдыхают, растянувшись на балке. Этот снимок принадлежит архиву International News Photos — конкуренту Acme Newspictures, изначального владельца фотографии «Обед на небоскрёбе». Кто автор этого менее известного кадра — тоже неизвестно.
Оригинальный негатив фотографии «Обед на небоскрёбе» хранится в подземном хранилище недалеко от Питтсбурга, в округе Батлер, штат Пенсильвания. Это хранилище, известное как Iron Mountain, занимает 1,8 миллиона квадратных футов и хранит бесценные произведения искусства, фотографии, кинопленки, музыкальные произведения и государственные документы со всего мира.
Мина поддерживается в определенном температурном режиме для сохранения стареющих документов. Команда занимается как цифровым, так и физическим сохранением миллионов единиц хранения. Часть климат-контроля обеспечивается за счет подземного озера, из которого качается вода температурой 50 градусов, чтобы поддерживать стабильную температуру в шахте.
Оригинальный негатив фотографии «Обед на небоскрёбе» был поврежден. Вероятно, после того как его приобрёл Corbis, стеклянный негатив уронили, и он треснул. Однако за будущее фото можно не переживать: по словам Джонстона, до разрушения было сделано множество высококачественных отпечатков, с которых сняли копийные негативы. Поэтому существует много хороших копий для использования.
Документальный фильм помог установить личности двух рабочих. Как и автор снимка, личности 11 рабочих долго оставались загадкой. Известно, что это были настоящие строители, но записи того времени были неполными, и имелись только устные свидетельства. Когда режиссер Шон О’Куалайн начал работу над документальным фильмом «Men at Lunch», он смог найти ответы на давно интересующие людей вопросы.
«Мы буквально начинали с нуля, и без помощи и энтузиазма архивариуса Рокфеллер-центра Кристин Руссель у нас были бы большие проблемы», — сказал О’Куалайн в интервью с Рокфеллер-центром. Используя десятки архивных фотографий, Руссель и О’Куалайн смогли точно идентифицировать двух рабочих: Джозефа Экнера (третьего слева) и Джо Кертиса (третьего справа). Имена остальных девяти остаются неизвестными.
На строительстве работало более 40 000 человек, но записей о них не сохранилось. Документальный проект О’Куалайна начался после того, как он увидел заметку от человека по имени Пэт Глинн в пабе в Шанаглиш, Голуэй, Ирландия. Она была прикреплена к копии фотографии «Обед на небоскрёбе», и в ней Глинн утверждал, что его отец и дядя, оба из южного Голуэя, были среди рабочих на балке.
«Самым большим сюрпризом стало то, что до нас, несмотря на популярность фото, никто не пытался узнать, кто были эти мужчины и фотограф», — сказал О’Куалайн. Так появился документальный фильм.
О’Куалайн разыскал Глинна и его кузена Патрика О’Шонесси, который утверждает, что на фотографии изображен его отец, чтобы получить больше ответов. Хотя «физическое сходство поразительное», О’Куалайн отмечает, что официальных рабочих записей с проекта не осталось, поэтому идентифицировать людей крайне сложно.
На сайте Рокфеллер-центра сообщается, что для строительства было нанято более 40 000 человек и «удивительно, что никаких записей не сохранилось». Без рабочих архивов и с ограниченными доказательствами личности большинства мужчин, вероятно, так и останутся загадкой. Один из рабочих, возможно, был могавком. Неудивительно, что в строительстве Рокфеллер-центра участвовали иммигранты из таких стран, как Ирландия, Италия и Германия. Однако важную роль в строительстве сыграли могавки, которые жили на севере Нью-Йорка и юге Канады после того, как поддержали британцев в Войне за независимость.
Могавки приобрели навыки работы с металлом на строительных проектах в Канаде, а затем отправились в Нью-Йорк, где начали работать над такими объектами, как Эмпайр-стейт-билдинг, мост Джорджа Вашингтона и Рокфеллер-центр. Хотя многие из них поселились в городе, особенно в районе Бороу-Хилл в Бруклине, большинство оставляли семьи в Канаде и каждую неделю проводили 12 часов в пути до города, начиная с воскресенья, а в конце недели возвращались обратно.
Хотя это не подтверждено, считается, что один из мужчин на фотографии — ближе к центру, в кепке и с сигаретой — это Питер Райс, потомок могавков и рабочий-монтажник. Другие могавки также рассматривались как возможные участники снимка, но никаких окончательных данных нет.
Некоторые историки сомневаются в опасности, изображённой на фото. Один из авторов New York Times считает, что это был не только постановочный рекламный трюк, но и что опасность могла быть преувеличена. Существует теория, что прямо под рабочими находился безопасный, законченный этаж, который не попал в кадр. Однако, как и многое другое, правда об этом снимке утеряна в истории.
Снимок стал самым продаваемым у Corbis. Компания владела правами на стеклянный негатив с 1995 по 2016 год, пока архив изображений не был продан Visual China Group, заключившей соглашение с Getty. За это время это было самое продаваемое историческое фото в коллекции Corbis: в среднем около 100 копий в месяц на протяжении 10 лет. Учитывая, что компания имела снимки таких икон XX века, как Альберт Эйнштейн и Мартин Лютер Кинг, это впечатляющее достижение.