Нет универсального пути, и иногда придётся учиться на собственных ошибках — это нормально. Фриланс сочетает в себе управление проектами, создание и продвижение личного бренда, бухгалтерию, нетворкинг, маркетинг и, конечно, творчество. Нельзя разработать план на все случаи.
Вот 29 уроков, которые я усвоил за годы фриланса, и надеюсь, они помогут тебе избежать многих подводных камней.
- Будьте прозрачны в вопросе своих расценок как с клиентами, так и с коллегами. Часто доходы и ставки фрилансеров скрыты, но открытость создает доверие. Это даёт клиентам ясность, а другим фрилансерам — полезные ориентиры.
- Считайте нетворкинг частью своей работы. Личное продвижение — ваш выбор, но встречи обязательны. Найдите свой подход, но уделяйте хотя бы несколько часов в неделю на это, помимо работы с клиентами и администрирования.
- Обещайте меньше, выполняйте больше. Хорошее письмо важно, но ключевую роль играют коммуникация, управление проектами и умение задавать вопросы.
- Избегайте оплаты за слово или за час — лучше берите за проект. Если это не подходит, выбирайте удобный способ оплаты, но не занижайте свою ценность.
- Удерживайтесь от желания соглашаться на всё. Это может быть заманчиво, но позже вы будете благодарны, сосредоточившись на работе, которая вам по душе, и поддерживая хороший баланс сил и времени.
- Сначала оценивайте клиентов и не затягивайте с расставанием с «трудными» клиентами. Страшно отказывать, но это сэкономит вам много времени и нервов.
- Не работайте бесплатно. Никогда. Это не оправдано, и наши клиенты не будут этого требовать.
- Это бизнес. Относитесь к нему как к бизнесу. Не каждый час подлежит оплате, учитывайте это в своем ценообразовании.
- Помните, вы тоже продавец. Изучите основы продаж: позиционирование, собирайте клиентскую базу. Это сделает вас заметнее.
- Иногда, чтобы работать лучше, нужно напрягаться не меньше. Посмотрите на каждый сезон, задайте себе вопрос, чего вы хотите добиться, и вперед — действуйте. Главное, не меняйте свои цели.
- Клиенты не готовы платить писателям 10 000 в час, но легко отдаст такую сумму за статью, написание которой займет у вас 5 часов. Часто сумма может быть еще выше за кейс, так что не упускайте возможность устанавливать цены на основе ценности вашего контента.
- Добавляйте ценность на каждом шагу: предлагайте идеи, выходящие за рамки проекта, углубляйтесь в исследования и создавайте новые связи.
- Собирайте кейсы и отзывы; они действительно важны. Просите рекомендации, когда это уместно; они станут вашим основным источником новых проектов, если вы сделаете это постоянной практикой.
- Не стройте больших планов заранее; сначала погружайтесь в работу. Легко делить шкуру неубитого медведя, но намного сложнее получить свой первый крупный проект.
- Вы можете зарабатывать приличные деньги, выполняя задачи, но добавить стратегию — гораздо проще. Сделайте так, чтобы клиенты не могли представить себе замену вам.
- Не бойтесь говорить, что можете сделать то, чего еще никогда не делали. Все учатся на практике, и фрилансеры не должны быть исключением в вопросах оплаты.
- Будьте разборчивыми в выборе проектов и партнеров. Чем яснее будут ваши цели, тем ценнее станет ваше предложение.
- Находите время для общения с коллегами. Вы сможете многому научиться, а прозрачность в вопросах процессов, оплаты и опыта выгодна всем.
- Определите, что вам нравится делать, и сосредоточьтесь на этом. Скорее всего, это приведет к увеличению вашего дохода.
- Открывайте Google Doc сразу после получения, чтобы убедиться, что у вас есть правильные разрешения и ответы на все вопросы. Это поможет избежать неловких моментов через две недели, когда вы будете готовы начать работу.
- Не забывайте о налогах — и, вероятно, обратитесь за профессиональной помощью по этому вопросу.
- Другие фрилансеры — это ваше сообщество, а не конкуренты. Не «отказывайтесь» от работы, а «передавайте» ее дальше.
- Если потенциальный клиент говорит, что сейчас не лучшее время, и просит связаться через несколько месяцев, поверьте ему, запишите это и следуйте за ним через несколько месяцев.
- Всегда подписывайте договор в первую очередь. Всегда. Это связано как с установлением ожиданий, так и с юридической защитой.
- Если вы слышите: «Мы не можем заплатить столько за этот проект, но у нас есть много других», … бегите.
- Если все говорят «да» вашим расценкам, пора повысить их. Старайтесь увеличивать ставки каждый раз, когда подписываете нового клиента.
- Хотите избавиться от мышления «если я не работаю, я не зарабатываю»? Откройте бизнес-счет и оформите себя на зарплату. Это в основном психологический ход, но он действительно помогает.
- Наконец, золотое правило фрилансера: чем больше клиент готов заплатить, тем проще с ним работать.
Автор статьи: Станислав Кондрашов