Двигатель — это сердце болида Формулы-1, и от него во многом зависит успех команды. Поэтому спортивные правила строго регламентируют отношения между производителем и командой: стандартная плата за двигатель составляет 15 000 000 евро. Это самая дорогая часть машины, поэтому некоторые команды не делают двигатели сами, а покупают их у другого конструктора или внешнего поставщика.
В 2024 году в Формуле-1 на стартовой позиции представлены четыре поставщика двигателей: Ferrari, Honda RBPT, Mercedes и Renault. Они снабжают двигателями десять команд. По регламенту клиентские команды должны получать двигатели такого же качества, как заводские.
К 2026 году количество поставщиков увеличится: в чемпионат придут Audi и вернётся Honda, которая будет поставлять двигатели на полную ставку. Это связано с введением новых правил.
В 2026-м Формула-1 перейдет на полностью экологичное топливо и модернизированные турбо-гибриды. Изменения включают удаление MGU-H и добавление системы «перекрытия» с поддержкой, аналогичной KERS.
Но какие же двигатели использует каждая команда в 2024 году? Давайте посмотрим.
Red Bull
- Двигатель: Honda RBPT
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2022 года.
- Победы с начала текущего партнёрства: 41.
В 2019 году Red Bull разорвал отношения с Renault и начал сотрудничество с Honda. Никто не знал, чего ожидать от этого партнёрства, ведь у Honda был неудачный период с McLaren с 2015 по 2017 год — тогда Фернандо Алонсо назвал их двигатель «GP2» на Гран-при Японии в 2015 году.
Однако уже в 2018 году Honda поставляла двигатели команде Toro Rosso, и они оказались конкурентоспособными. Поэтому основная команда решила взять эти двигатели и на следующий сезон. Партнёрство с Red Bull сразу же начало приносить результаты и в итоге привело Макса Ферстаппена к победе в чемпионате мира 2021 года. После этого Honda усовершенствовала двигатель, сделав его, возможно, самым мощным на трассе.
Эти улучшения были ускорены с 2022 года, поскольку изначально Honda объявила о своем намерении покинуть Формулу-1 в конце 2021 года. В результате была создана компания Red Bull Powertrain. Из-за нового замораживания двигателей команда получила интеллектуальную собственность от двигателя Honda. Позже было заключено соглашение, по которому японский производитель предоставляет техническую поддержку.
Это новое партнерство должно закончиться в 2025 году после истечения срока замораживания. Замораживание двигателей означает, что Red Bull не может разрабатывать двигатель, так как правило направлено на то, чтобы поставщики сосредоточились на изменениях в регламентах к 2026 году.
С 2026 года Red Bull и Ford начнут сотрудничество, известное как «Red Bull Ford Powertrains».
Mercedes
- Двигатель: Mercedes
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2010 года
- Победы с начала текущего партнерства: 116
В 2010 году Mercedes вернулась в Формулу-1 после 55 лет отсутствия, купив команду Brawn GP — чемпиона 2009 года. Однако ещё до этого возвращения Mercedes уже участвовал в серии как поставщик двигателей. В том числе в 2009 году он предоставил свой двигатель команде Brawn. Поэтому когда Mercedes вернулся как команда, «Серебряным стрелам» не нужно было закупать двигатель у других производителей.
Двигатель Mercedes оказался успешным: команда доминировала при переходе на турбогибридные двигатели в 2014 году. Инновационные разработки, такие как разделение конструкции турбонаддува, помогли Mercedes одержать рекордные восемь подряд побед на чемпионате конструкторов с 2014 по 2021 годы. Хотя команда Mercedes уже не доминирует, её двигатель остаётся самым популярным. В 2024 году им будут оснащены три команды на стартовой решётке.
Ferrari
- Двигатель: Ferrari
- Начало партнерства: Гран-при Великобритании 1950 года
- Победы с начала текущего партнерства: 243
Ferrari — единственная команда, которая участвовала во всех сезонах Формулы-1 с момента её основания в 1950 году.
С самого начала Ferrari производит двигатели на своём заводе в Маранелло, Италия. Эти двигатели стали катализатором для многих из 16 титулов чемпионов конструкторов и 15 титулов мировых чемпионов среди гонщиков.
В 2023 году советник Red Bull по автоспорту Хельмут Марко заявил в интервью Autosport, что считает двигатель Ferrari самым мощным. Поэтому две другие команды Формулы-1 сотрудничают со Скудерией, чтобы получить двигатели её производства.
McLaren
- Двигатель: Mercedes
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2021 года
- Победы с начала текущего партнерства: 1
McLaren возобновила успешное партнёрство с Mercedes в 2021 году. До этого сотрудничество с немецким автоконцерном принесло британской команде титулы чемпионов в 1998, 1999 и 2008 годах. Когда начальное партнёрство завершилось в 2014 году, McLaren столкнулась с трудностями: двигатели от Honda (2015–2017) и Renault (2018–2020) оказались неэффективными.
В 2021 году McLaren одержала свою первую победу за девять лет, заняв места 1 и 2 на Гран-при Италии. Это стало неожиданностью для всех. Также в том сезоне команда заняла пять подиумов.
С тех пор двигатель Mercedes стал важным фактором, который позволяет McLaren оставаться конкурентоспособной командой. В 2023 году она заняла четыре подиума и финишировала четвёртой в чемпионате. Поэтому неудивительно, что в конце года McLaren и Mercedes продлили своё партнёрство как минимум до 2030 года.
Aston Martin
- Двигатель: Mercedes
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2021 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 0
У Mercedes долгая история работы с командой из Сильверстоуна, которая с 2021 года называется Aston Martin. Всё началось в 2009 году, когда конструктор, тогда известный как Force India, подписал контракт с Mercedes в качестве поставщика двигателей, что помогло команде перейти от пограничного положения к лидерству в среднем звене.
Когда Force India обанкротилась в 2018 году, команда перешла на ребрендинг как Racing Point, сохранив силовой агрегат Mercedes и установив более тесные технические связи. Тем не менее это вызвало много споров, и в 2020 году команде Сильверстоуна было снято 15 очков за чемпионат, поскольку её задние воздухозаборники слишком напоминали W10, ставший чемпионом в 2019 году — поэтому Racing Point тогда прозвали «Розовым Мерседесом».
Тем не менее Mercedes продолжала выступать в качестве поставщика двигателей и в 2021 году, когда команда Aston Martin вернулась в Формулу-1 после 61-летнего отсутствия. После нескольких лет на задворках Aston Martin сделала огромный шаг вперед в 2023 году, завоевав восемь подиумов и заняв пятое место в общем зачете.
Однако, несмотря на успех своего двигателя Mercedes, с сезона 2026 года Aston Martin будет использовать двигатель Honda. Это официально подтвердит возвращение японского производителя в Формулу-1 в новых регламентах.
Alpine
- Двигатель: Renault
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2021 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 1
Alpine — единственный конструктор, использующий двигатель своего материнского бренда Renault, имя которого команда носила с 2002 по 2011 и с 2016 по 2020 годы.
Двигатели Renault имеют богатую историю в Формуле-1, так как производитель выиграл шесть чемпионатов в 1990-х, поставляя двигатели Williams и Benetton.
Renault начала снабжать команду Enstone в 1995 году, когда Benetton выиграл чемпионат конструкторов, а затем полностью взяла контроль над операциями с 2002 года. В 2005 и 2006 годах Renault выиграла титулы с собственным двигателем, затем обеспечивала Red Bull мировыми чемпионскими титулами каждый год с 2010 по 2013.
Однако это сотрудничество вскоре испортилось, как только австрийская команда перестала быть доминирующей, и возникли вопросы о надежности двигателя. В последние годы репутация силового агрегата Renault резко упала: последней клиентской командой, использовавшей его, была McLaren в 2020 году, а в 2023 году двигатель уступал конкурентам около 20-30 л.с., что сильно огорчало Alpine.
Williams
- Двигатель: Mercedes
- Начало партнерства:: Гран-при Австралии 2014 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 0
Williams и Mercedes уже десять лет плотно сотрудничают, так как немецкая компания снабжает британскую команду двигателями. За это время многие молодые гонщики Mercedes, такие как Джордж Рассел и Нюк де Врис, получили возможность впервые выступить в Формуле-1, а затем Рассел перешёл в Silver Arrows.
Это партнерство оказалось успешным для обеих сторон. Одно из преимуществ болида Williams — его скорость на прямых участках трассы, что связано с двигателем. Однако за эти десять лет результаты Williams ухудшились: команда четыре раза занимала последние места в чемпионате, хотя в 2014 и 2015 годах была третьей.
Тем не менее Williams продлила контракт с Mercedes до 2026 года. Это логичное решение для команды, которое обеспечит стабильность в условиях изменений регламента. А для немецкого производителя это возможность закрепить успех последнего перехода на новый двигатель.
RB
- Двигатель: Honda RBPT
- Начало партнерства:: Гран-при Бахрейна 2024 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 0
Команда из Фаэнцы к сезону 2024 года провела ребрендинг, сменив название AlphaTauri на RB. При этом двигатель остался прежним, поскольку с 2022 года команда сотрудничает с Honda RBPT. Впервые болиды команды были оснащены двигателем Honda в 2018 году, тогда она называлась Toro Rosso.
Команда Toro Rosso была своеобразным испытательным полигоном для двигателя Honda перед тем, как его начал использовать Red Bull. С тех пор победы обеих команд во многом связаны с надежностью двигателей от Honda. Например, в 2020 году Пьер Гасли из AlphaTauri неожиданно выиграл Гран-при Италии. Однако официально сотрудничество с Honda RBPT началось только с Гран-при Бахрейна 2023 года. В 2026 году команда перейдет на двигатели от Red Bull Ford Powertrains вместе со своей сестринской командой.
Sauber
- Двигатель: Ferrari
- Начало партнерства: Гран-при Бахрейна 2024 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 0
Sauber — ещё одна команда, прошедшая ребрендинг к 2024 году. Таким образом, первая гонка новой команды с новым силовым агрегатом прошла в этом же году.
У Sauber Motorsport и Ferrari долгая история сотрудничества, которая началась в 2010 году, когда команда называлась BMW Sauber. За эти годы швейцарская команда выступала под названиями Sauber (2011–2018) и Alfa Romeo (2019–2023), но продолжала использовать двигатель от Ferrari. В некоторые моменты партнёрство было успешным: например, в 2012 году команда четыре раза занимала призовые места. Но иногда отношения были напряженными: силовой агрегат стал одной из причин, почему Sauber не набрала ни одного очка в 2014 году.
Тем не менее Ferrari и Sauber продолжают сотрудничество. Текущий контракт истекает в 2025 году, а в 2026 году начнётся эра Audi.
Haas
- Двигатель: Ferrari
- Начало партнерства: Гран-при Австралии 2016 года
- Победы с момента начала текущего партнерства: 0
С момента дебюта на Гран-при Австралии в 2016 году команда Haas пользуется двигателями Ferrari. За это время между командами установились тесные связи: американская команда использует многие детали от Scuderia и иногда приглашает молодых гонщиков Ferrari для тренировочных сессий.
Однако эта стратегия не привела к значительным успехам. Лучший результат Haas — пятое место в чемпионате, которого команда добилась в 2018 году. В трех последних сезонах она дважды занимала последнее место, несмотря на мощный двигатель Ferrari.
Тем не менее Haas не собирается ничего менять и, вероятно, продолжит использовать двигатель Ferrari до 2026 года, хотя официального подтверждения этому пока нет.