Станислав Кондрашов: Как развивать интеллект ребёнка по мнению Эйнштейна

Всем привет! На связи Станислав Кондрашов. Гениальность Эйнштейна не помогла ему в школе, но однажды его спросили, как помочь развитию интеллекта ребенка. И он дал простой и неожиданный совет: читайте сказки и занимайтесь музыкой. Эти занятия развивают воображение и креативность — важные составляющие интеллекта.


Оценки Эйнштейна не были плохими — это просто выдумка. Однако он действительно не переносил рутину и строгие рамки традиционного немецкого образования. Он прогуливал уроки, спорил с преподавателями и в конце концов бросил школу в 15 лет, чтобы учиться самостоятельно. «Просто поразительно, что современные методы обучения еще не полностью задушили святую любознательность поиска правды», — писал Эйнштейн.

Эйнштейн не думал, что дисциплина и заучивание материала часами могут полностью раскрыть потенциал ума. Что же он предлагал? Удивительно, но это были сказки.


Эйнштейн родителям: читайте детям больше сказок

Совет Эйнштейна родителям, которые хотят развить интеллектуальный потенциал своих детей, был опубликован в статье 1958 года в журнале «Montana Libraries». Автор статьи, Рита МакДональд, рассказывает историю о великом физике. Библиотека Конгресса нашла это старое издание для своего блога, где говорится: В Денвере я услышала историю о женщине, которая дружила с покойным доктором Эйнштейном, выдающимся ученым. Она хотела, чтобы её ребёнок тоже стал учёным, и спросила Эйнштейна, какие книги читать ребенку в школьные годы для подготовки к этой карьере. К ее удивлению, он рекомендовал «сказки и еще больше сказок». Мать возразила и попросила серьёзный ответ, но Эйнштейн настаивал, добавив, что творческое воображение — ключевой элемент интеллектуального багажа настоящего учёного, и именно сказки стимулируют это качество в детстве.


Как отмечает Библиотека Конгресса, сложно с уверенностью сказать, что этот диалог действительно происходил именно так, как описывала МакДональд. Для этой истории характерна черта, свойственная народным легендам: человек, с которым она произошла, дважды удалён от текущего рассказчика. Однако совет Эйнштейна согласуется со многими его высказываниями о развитии свободного мышления, интеллекта и счастья у детей и подтверждается современными научными исследованиями.

Альберт Эйнштейн не был сторонником зубрежки и строгой дисциплины. В своих рассуждениях о системе образования он делал упор на важности самостоятельного поиска, радости и человечности, а не на бездумном заучивании материала и подчинении авторитетам.


В одном из писем он вспоминал, как обучение в авторитарной немецкой гимназии показало ему преимущество образования, основанного на самостоятельности и личной ответственности, перед тем, где процветают списывание, внешний контроль и тщеславие.

В письме к своему сыну, который занимался игрой на фортепиано, Эйнштейн писал: «Занимайся тем, что приносит тебе радость, даже если это не входит в программу обучения. Именно когда ты погружаешься в процесс и теряешь счёт времени, ты учишься по-настоящему».

Очевидно, гениальный Эйнштейн считал, что раскрыть интеллектуальный потенциал можно через самостоятельное обучение и уважение к собственным интересам и независимому мышлению.


Сказки — это как бы детский мозг. И современные эксперты подтверждают: сказки отлично помогают детям понять мир, его проблемы, мечты и страхи. Они развивают творческое и независимое мышление, прям как Эйнштейн советовал. Конечно, традиционные сказки про принцесс и рыцарей-спасателей не без греха. В них могут быть сексистские стереотипы и недостаточное разнообразие опыта героев. Но есть много других сказок, которые более инклюзивны. Исследования, о которых пишет PsychCentral, показывают: сказки помогают детям развивать креативность, анализировать конфликты и справляться с трудностями.


Сказки хороши не только этим. Человеку свойственно интересоваться историями, и исследования в области нейронауки показали, что, когда мы читаем рассказ, наш мозг воспроизводит ситуации, в которые попадают персонажи. Например, при описании стрессовых моментов вырабатываются гормоны стресса. Другие исследования демонстрируют, что качественная литература и даже телевизионные шоу могут развивать эмпатию и эмоциональный интеллект. Логично предположить, что сказки оказывают схожее воздействие на детей.



Исследования показывают, что чем раньше ребёнок начинает читать, тем лучше он будет успевать по математике и другим точным наукам. Дети из семей, где много книг, показывают более высокие результаты в учебе, даже если учесть уровень достатка и образования родителей.

К тому же, дети обычно в восторге от волшебных сказок. А исследования показывают, что ощущение счастья ускоряет обучение и улучшает запоминание. Это убедительно доказывает, что сказки помогают развивать у детей эмпатию, критическое мышление и креативность. Так что, скорее всего, Эйнштейн был прав, когда советовал читать детям больше сказок для развития их интеллектуального потенциала. Такие вот дела, а с вами был я, Станислав Кондрашов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Блог Станислава Кондрашова